Роль мужа и жены в семье

  •  

    Роль мужа и жены в семье

    Олег Пронин



    Брак является одним из древнейших институтов, установленных Богом в отношениях между людьми. Мы читаем в Библии, книги Бытие 2:23-25 «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» Об этом также говорил Господь Иисус Христос, аргументируя на выпады фарисеев. Матфея 19:4-6. Повторив тоже самое место священного писания, он показал, что данное Божие установление не потеряло своей силы, но наоборот, должно собой разрушить все человеческие домыслы.

    В земные дни служения Иисуса Христа, впрочем, как и сегодня, это была одна из болезненных социальных тем в Израильском обществе. Семья, которая по Божиему установлению должна отразить здесь на земле единение трёх ипостасей Божества, его гармонию и единство, превратилась в обычную обязанность, от которой люди искали свободы. Очевидно, неправильно утверждать, что в тот момент времени, Израиль находился в глубоком кризисе. По сравнению с другими народами, их стиль жизни общества выражал собой пример. Если обратить внимание на римскую империю того времени, «цивилизованное» общество потеряло всякие понятия семейных ценностей. Повсюду царил разврат и множество случаев измены. Сенека так характеризует состояние охватившее Римское общество « римские женщины считают годы по числу мужей, они разводятся, что бы выйти за муж, и выходят за муж, что бы развестись)

    Но так или иначе, Господь говоря о этой области в жизни своего народа, обличал религиозных лидеров в потере самого важного стержня общества – семьи. На что по-моему стоит обратить особое внимание, Иисус возвращал их к Священным писаниям. Если подробно изучать, что являлось источником проблем в жизни Израильского общества, не сложно обнаружить существенный критерий – их отношение к заповедям Всемогущего Бога. Господь неоднократно обличал их в отступлении от Слова, его замене на человеческие предания и традиции, что вызывало гнев и ярость служителей и лидеров. К примеру, в одной заповеди, относящейся также к семейному устройству, фарисеями был изобретён целый механизм уклонения от её исполнения. Матфея 15:3-7 «А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим»

    Заповедь и Слово, содержат в себе принципы и силу для жизни и спасения, но они в свою очередь требуют стопроцентного исполнения с нашей стороны. Это всегда идёт вразрез с человеческими желаниями и наклонностями, что и производит конфликт. Когда нет веры, то нет и желания платить цену, возникающую при исполнении Божиего слова – отказа от угождения себе, жизни по плоти, эгоизма. Поэтому возникает искушение, придумать иную альтернативу заповеди, что-то более лёгкое, и подходящее под тот или иной образ жизни. Именно на такое состояние сердец религиозных людей, указывал Господь Иисус Христос, когда говорил «Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь, предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» Марка 7:6-8.

    Давайте обратим внимание на то, что Господь подчеркнул, приводя аргумент против заявления фарисеев о разводе. Матфея 19:4-6. Целостность семьи – это воля Божия. Изначально для человека этот догмат был дан как основополагающий. Но через грехопадение и отступление от Бога, он претерпел искажения в умах людей. Здоровье общества напрямую зависит от здоровья семьи в целом. Семья – как ячейка, из множества, которых строится общество или церковь. Насколько она полноценна и едина, настолько полноценно и едино общество. Кризис государства можно предсказать заранее, стоит лишь внимательно проанализировать состояние семей в этом государстве. К примеру, много хвалимый Европейский союз, который сегодня так прочно утвердился в геополитическом пространстве, к сожалению, направляет свою политику против создания здоровой и нормальной атмосферы в семье. Законы, разрешающие однополые браки, легализирующие аборты, или просто утверждающие гражданский брак – на самом деле работают против государства, поскольку семейный кризис перетекает в кризис общества.

    На чём базируется здоровая семья в современном обществе. На ценностях, о которых говорит и свидетельствует Божие Слово. Это чистота, верность - Евреям 13:4 «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» Это также разумное отношение к экономическому положению, когда самостоятельность обеспечивается трудом – 2 Фессалоникийцам 3:10. Воспитание детей – Коллосянам 3:20.

    Выстраивание правильных отношений между родственниками – Ефесянам 6:2-3 «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» Участие семьи в жизни общества – Римлянам 13:4. В Священном Писании можно обнаружить и другие принципы, но, на мой взгляд, перечисленные выше можно считать основными. К сожалению, в современном обществе, большинство из них находится в полном пренебрежении у людей. Я не утверждаю, что нормальная семья – это обязательно христианская семья в смысле этого слова – возрождённая. Даже при условии, что Бог признаётся как наивысшая инстанция и только, но людьми соблюдаётся его постановления – семья сможет благотворно влиять на общество, в котором она находится.

    Роль семьи в современном обществе ещё можно определить как формирование человеческого достоинства, обеспечивающее доступ человека к первичным основам духа и жизни, создание условий для свободного предания себя живой сердечной доброте. Другими словами именно семья воспитывает патриотов своей родины, будущих лидеров страны. Можно обратить в связи с этим внимание на пример в бывшем советском союзе, где большинство детей были воспитываемы не в своих семьях, а в детских садах или школах. Государство должно быть заинтересованно в том, что бы инвестировать финансы в развитее семьи, делая это через принятие законов, обеспечивающих льготы, и других методах.

    На мой взгляд, роль мужа и роль жены в семье становятся значащими только тогда, когда они рассматриваются в отношении со всем обществом. Когда супруги понимают, что их жизнь является рычагом, могущим изменить окружающих, либо принести ущерб самим себе. Я хочу привести цитату из работы протоиерея Геннадия Нефёдова

    «Жить в семье — значит связать себя с такой ценностью, которая придает семейной жизни высший, последний смысл. Все члены семьи включены Богом в служение некоему высшему Делу — Божьему делу, «прекрасной жизни», по слову Аристотеля, Царству Божиему, по откровению Евангелия. В этом открывается единая и великая цель семейной жизни на земле. В живую ткань этого Дела включается личная жизнь каждого человека. И вся жизнь русского народа, бытие России — входит в это Божье Дело, составляет его живую и благодатную часть. И каждая семья служит России, русскому духу и качеству, русскому величию, строительству России и ее спасению, ее совершенству, ее оправданию пред Лицом Божиим. Воспитывающее обучение и призвано наладить такую одухотворенную жизнь: превратить службу в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, свои дела освятить духом Дела Божия, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить Идеей»

    Таким образом, обозначив общую картину необходимости создания здоровых семей, как залога целостности всего общества, я хочу обратить внимание, на то, что является началом в формировании правильной модели семьи. Прежде всего, семья учреждена Богом. Господь — её создатель. Он дает человеку наилучшие указания об устройстве семейной жизни. С самого начала Господь хотел, чтобы человек знал, как правильно построить семью. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответствующего ему Быт. 2:18. Бог не только сказал, но и создал ему помощницу — жену, Сам привел ее к Адаму и сочетал их узами брака. Став центром и сердцем создаваемой семьи, Господь заложил в природу семьи законы любви, веры и свободы, развитию которых и посвящается вся совместная жизнь супругов.

    Прежде всего, необходимо отдать должное место Священному писанию, и его приоритета в развитии семьи. В Библии Богом изначально заложены основные принципы, следуя которым любая семья будет иметь благословение и успех. К примеру, в вышеприведённом месте Священного Писания, мы находим четыре принципа, следуя которым, закон веры, любви и свободы, данный Творцом, проявляется в семье. Это отделение, постоянство, единство и близость. Отделение необходимо для того, что бы семья могла иметь самостоятельное положение в обществе. Существует много примеров контроля, со стороны родителей, который напрямую влияет на развитее семьи и отношение супругов друг к другу. Для каждой семьи Бог приготовил свой, неповторимый путь, следуя которому она достигнет своего значения. Постоянство – это фактор, который формируется благодаря верности и посвящению. Единство - как результат совместной жизни мужа и жены, но более того, результат их веры в Бога. Близость, это задуманное Богом благословение как для продолжения рода человеческого, так и выражения взаимной любви и уважения.

    Исходя из вышеприведённых принципов, необходимо увидеть основной стержень, благодаря которому их действие будет конструктивным и положительным. Я считаю, что этим стержнем является правильное понимание позиций, которые Бог предназначил для мужа и для жены. Прежде всего, хочу отметить, что единство не означает равенство, где роль супругов равнозначна, а соответственно и нет оценки ответственности. Единство может существовать на всех уровнять позиций и отношений, когда в основе его лежит объединяющий фактор. Этим фактором является Бог

    В Его царстве существует определённая иерархия, где отношения выстраиваются в соответствии с данной позицией. Библия учит, что мужу в семье отводится главенствующая роль, 1 Коринфянам 11:3 «жене глава – муж». Жена занимает позицию помощницы, или той, которая следует за мужем. К сожалению, при влиянии феминизма, эти роли часто меняются, что негативно влияет на семью, разрушает достоинство мужчины. В другом случае, при нормальных обстоятельствах, если муж не ведает своих обязанностей по отношению к жене, и после брака продолжает жить прежней жизнью, направляя вращение жизни только вокруг своего я, это приносит разрушения. ТО же самое происходит и в отношении жены. Большинство конфликтов в этой области происходит именно из-за непонимания своей роли. При том, что супруги любят друг друга, и желают только блага, не находясь в своей позиции они сталкиваются в кризисе и конфликте.

    В развитии семейных отношений существуют разные периоды, но роли обоих супругов в эти этапы времени остаются неизменными. К примеру первый этап охватывает семью до рождения ребёнка. Первые месяцы и годы идет закладка основ семейной жизни. Муж и жена учатся приспосабливаться к новым обстоятельствам, к близкой интимной жизни друг с другом. Созидающим семью необходимо помнить, что в эти месяцы жизни в браке особенно строго следует наблюдать за тем, чтобы Господь стал центром их семьи. Второй этап – это рост семьи, рождение детей, их воспитание. Третий этап - связан с тем, что дети вырастают и оставляют семью. И четвёртый – чем то похож на начало, похожим на начало. Дети выросли и имеют свои семьи. Родители остаются вдвоем, чтобы вместе прожить остальные годы своей жизни, но уже без тесного контакта с детьми. Так это и должно быть. Родители поддерживают связь с детьми, когда они оставляют родительский дом, умеют поделиться своим жизненным опытом и мудростью с детьми.

    Но во всём этом, роль мужа и роль жены, не претерпевают каких ли изменений. В чём же заключается их позиция в семье. Для того, что бы между супругами утверждались и развивались здоровые, полные любви взаимоотношения, необходимо иметь правильно расставленные приоритеты. Один из них, это права и обязанности в браке. Это должно быть достаточно понятным, что права являются результатом выполняемых обязанностей. Так же как власть и авторитет. Власть даётся, а авторитет приобретается. Оба супруга имеют равные права, друг на друга, на детей, на своё имущество. Но эти права по настоящему приносят радость только тогда, когда их основанием являются исполненные обязанности по отношению друг к другу. Иногда мужья не понимают действия этого механизма. Прочитав в Библии, что жена должна им повиноваться, они слепо требуют этого от неё, вплоть до применения физической силы. Ведь повиновение жены – это ответ на любовь к ней со стороны мужа.

    Далее я хочу рассмотреть те обязанности, которые Богом возлагаются на супругов, через исполнение которых они автоматически занимают правильное место в браке.

    Первая обязанность мужа – любить свою жену. Можно ли любовь отнести к обязанности? Я считаю что да, поскольку речь идёт не о чувстве, но о долге. Ефесянам 5:25 «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» Эта любовь – основание в браке, но любовь не как чувственное проявление внимания и заботы, но как служение друг другу. Служение, которое основано не на законе ты мне а я тебе, а на бескорыстном долге завета Божиего. Всё, на что способна человеческая любовь – ответить взаимностью. Но любовь, о которой говорит Бог, любит вне зависимости делается для неё что-нибудь или нет. Именно так муж должен относиться к своей жене.

    . Время чувств рано или поздно проходит, приходят проблемы и часто сознательные обиды со стороны второй половины. Но Божия любовь способна через всё это продолжать прощать и сносить. Эта любовь основывается на нескольких факторах. В первых видения цели, данной Богом как конечного результата совместной жизни. И поэтому все промежуточные состояния не воспринимаются как окончательные. Во вторых, ясная память о днях юности, первой любви и обещания завета, данного во время бракосочетания. Одновременно с тем, что муж видит свою жену такой, какой она должна стать в Боге, он помнит и хранит в сердце её такой, какой она была в то время, когда он делал ей предложение. Поэтому, такого рода любовь не останавливается конфликтами или временными проблемами.

    Муж должен заботится о своей жене, быть для неё защитником. Жена, как прикрывающая тыл своего мужа, только тогда будет доверять ему. Забота о жене, прежде всего, проявляется в материальном обеспечение семьи. Важно, что бы муж прилагал усилия, для создания в своём доме максимально комфортной атмосферы, где жена может организовать хозяйство. Но вместе с этим муж имеет духовное попечение о своей жене, являясь пастором в семье. На нём лежит ответственность в организации совместных молитв и изучения слова. Он тот, кто приносит в семью направление, и берёт на себя ответственность принимать решения. Если решения принимает жена, и она же направляет семью, это приводит её к стрессу. Что рано или поздно отразиться на отношениях. Жене важно почувствовать рядом сильного мужчину, на которого можно положиться, расслабиться во времена кризиса. Эта забота выражается также в защите своей жены, как в физической, так и в духовной. Принимая, какие то решения, жена должна знать, что муж находится рядом с ней.

    Обязанности жены по отношению к мужу, так же определены и установлены Богом на страницах священного писания.

    Повиноваться – это, прежде всего то, на что указывает Господь. Ефесянам 5:22 «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Такое сильное определение придаёт этому повиновению апостол Павел. Повиновение создаёт гармонию и единство в семье. Для жены очень важно понять, что, призывая жен-христианок к повиновению, Слово Божие отнюдь не подразумевает пассивной бесхарактерности и раболепия с их стороны. Говоря о главенстве мужчины в семье, Бог естественно не говорит этим, что мужчина лучше женщины. Ефесянам 5:21 «повинуясь, друг другу в страхе Божием.». Но сам акт повиновения, как признания главенства, приносит упорядоченность и стабильность в отношения.

    Вторая обязанность жены по отношению к мужу – уважение. Жене необходимо понять, что достоинство её мужа формируется отчасти её отношение к нему. Пренебрежение приводит к ответному действию, недостатку любви и заботы. Священное Писание в послании апостола Павла к Ефесянам 5:33 учит «а жена да боится своего мужа». Но это слово боится в оригинале имеет значение – уважает и почитает. Уважение со стороны жены должно, прежде всего, основываться на Библейском утверждении брака, а не на её чувствах и обратной реакции на действия мужа.

    Роль мужа и жены в воспитание детей равнозначна. Необходимо лишь отметить, жена более привязана к дому и его обустройству, чем муж. По своей природе, мужчина идентифицирует себя с работой. Работа поднимает его как личность, даёт выход самореализации. Женщине необходимо понять и правильно реагировать в данной области в отношениях с мужем. На мой взгляд, самореализация женщины более связана с домом. Всё что в нём, близко касается её сердца. К примеру, даже если муж, пройдёт в обуви по вымытому полу, женщина способна воспринять это так, словно он прошел в её душе. Она имеет особое отождествление. Таким образом, жене необходимо пересматривать все свои претензии к мужу, в отношение его участия в домашних делах. На мой взгляд, в воспитании детей большее участие должна принимать жена, в то время как муж является для неё помощью.

    Совместно супруги также планируют время для посещения своих родителей, и их привлечение к воспитанию детей. Важно чтобы в этой области было полное взаимопонимае.

    В заключение я снова хочу вернуться к мысли о том, что только когда муж и жена, занимают позиции определённые им Богом в семейном устройстве, приходит порядок и гармония.

     

Коментарии

9 комментариев