Реклама партнеров

Миф о Каине

  • Все знают историю о том, как Каин и Авель принесли ДАР (מנחה) Господу. Как Господь обратил (שעה) внимание на ДАР Авеля, а на ДАР Каина не обратил внимания. Существует распространённое мнение, будто бы Господь Бог не обратил внимание на жертву Каина потому что она не была кровавой, как жертва Авеля. Это мнение ошибочное: во-первых, ни Каин, ни Авель жертву не приносили. Они принесли дар, подарок. Еврейское слово מנחה (минха) чаще всего означает дар, подарок (Быт. 32:13,18, 20,21), и очень редко означает безкровную жертву (Лев. 2:1). Во-вторых, обратите внимание на начало стиха Быт. 4:3 "Спустя несколько времени". Я считаю, что синодальный перевод начала этого стиха не удачный, и не передает всего смысла, что заложен в еврейском тексте. Дословно еврейский текст можно перевести так "И наступило от конца дней и принес Каин". Обратите внимание на два союза "и", которые разделяют два события: "наступило от конца дней" и "принес Каин". Что это за событие "наступило от конца дней"? Я считаю, что это похоже на некий календарь первых людей, в котором была "красная дата", когда все люди приносили дар, подарок Господу Богу. Возможно, это что-то наподобие дня "нового года", когда первые люди праздновали завершение цикла "сеяние-жатва". Итак, Каин и Авель, в особый день пришли в поле, чтобы принести Господу Богу дар благодарности. И это не было принесением жертвы за грех, которая должна быть с кровью. Я не думаю, что первые люди лишь раз в год приносили жертву за грех. Я думаю, что они каждый раз, когда грешили, приносили жертву за грех (каждый день?). Итак, мы выяснили, что Господь Бог не требовал от Каина и Авеля жертву с кровью, как жертву за грех, так как в отрывке говорится об особом дне, когда люди приносили ДАР, ПОДАРОК благодарности Господу Богу. Так почему же Господь обратил внимание на дар Авеля, а на дар Каина внимания не обратил? В чем разница между даром Авеля и даром Каина? Подсказку дает само писание. Давайте пристально обдумаем писание. Что говорится о даре Каина? Почти ничего - кратко и сухо: Каин принес от плодов земли (Быт. 4:3). Что говорится о даре Авеля? Описание подробное и богатое словами: и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их (Бытие 4:4). Почему писание так описывает дары Каина и Авеля? Я считаю, что таким образом писание описывает не сами дары, а состоние сердец приносящих дары, сердец Каина и Авеля. Авель приносит дар Господу с сердцем, полным благодарности и щедрости. Каин приносит дар, но в сердце сухость и скудость. Господь наш - Бог, испытывающий сердца. Сначала Он смотрит на сердце дарителя, а затем он обращает Свой взор на его дар, если сердце дарителя не содержит зла. А ведь сердце Каина было наполненно гневом с самого начала. И когда Господь отказался обратить внимание на дар Каина, гнев в сердце Каина достиг "точки кипения": "Каин сильно огорчился, и поникло лице его" (Быт. 4:5) . В синодальном переводе не видно, как гнев и злоба Каина достигли наивысшей точки, так как в синодальном переводе глагол חרה (хара) переводится как "сильно огорчился". Не знаю, чем руководствовались переводчики, когда выбрали такой перевод этого слова. Ведь глагол "огорчать(ся)" - עצב. Ведь во многих других местах писания они перводят глагол חרה как "гневаться", "воспламениться гневом" (Быт. 18:30,32; Быт. 34:7; Исх. 32:19) а в Иис. Навин 7:1 этот глагол переводится как "возгореться", "воспламениться" . Не мне их судить. Но из-за их выбора читатели упускают из вида главное: насколько переполнено гневом и злобой было сердце Каина, что достаточно было чуть-чуть подлить масла в "огонь его гнева" и он воспламенился гневом. Итак, вывод таков: Господь не обратил Свой взор на дар Каина потому, что сердце Каина было наполнено злом и гневом, а не потому, что Каин принес "не правильный" дар. Всякий дар, будь то ягненнок, будь то плоды из огорода, будь то детский рисунок, будь то гимн хвалы, будь то медная мелкая монета (лепта) принимается Господом, если дар приносится сердцем полное добра и благодарности и смирения. Господь не требует от нас того, чего у нас нету. Он не будет требовать ягненка если мы имеем лишь плоды от земли. Главное - усердие и доброе сердце (2 Кор. 8:12)

Коментарии

0 комментариев